Программа “Доступная среда”
Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны. Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги. В 2018 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.
На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:
- подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
- представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
- создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
- предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
- проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.
Условия адаптации зданий и территорий
На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса – это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.
Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.
Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.
Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.
Специалисты ГК «Без Преград» реализовали уже более сотни проектов по адаптации в самых разных сферах. Накопленный опыт и знания законодательства в области доступной среды – наша прочная база для решения любой задачи по адаптации зданий и территорий.
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Программа “Доступная среда” была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:
- оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.
В Государственную программу входят следующие подпрограммы:
- Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
- Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Цели Программы:
формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Задачи Программы:
- разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
- разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
- внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
- повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
- повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
- увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
- внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
- оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.
Этапы и сроки реализации программы “Доступная среда”
I этап: 2011 – 2012 годы;
II этап: 2013 – 2015 годы;
III этап: 2016 – 2018 годы;
IV этап: 2019 – 2020 годы;
V этап: 2021 – 2025 годы
Доступная Среда в учреждениях образования
Реформы системы образования, инклюзивное обучение и требования, которые предъявляются к школам и другим учебным заведениям по программе Доступная Среда – диктуют целый комплекс мероприятий по адаптации. С другой стороны, организация доступности для людей с ограниченными физическими возможностями представляет собой непростую задачу. Решить ее в условиях уже существующего здания и территории – значит устранить все барьеры и преграды путем установки современных технических решений.
Адаптация учебных заведений: какое нужно оборудование?
Есть различные категории образовательных учреждений, от дошкольных до высших, но в вопросе адаптации зданий и территорий можно выделить много общего. Прежде всего, это схожий комплекс мер по программе Доступная Среда. Он призван устранить все барьеры на территории учреждения и внутри здания таким образом, чтобы свободный доступ могли иметь все посетители, вне зависимости от своих физических возможностей. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, по зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.
Примерный список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для образовательных учреждений по программе Доступная Среда, включает в себя:
- вертикальные, лестничные или кресельные подъемники для инвалидов (для удобного и безопасного преодоления лестниц);
- травмобезопасные перила и пандусы (обязательно с нескользящим покрытием);
- тактильная плитка и система навигации для инвалидов по зрению (таблички, мнемосхемы и т.д.);
- организация доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
- оборудованные места парковки для инвалидов;
- специальные кнопки вызова в тех местах, где инвалиду может потребоваться помощь персонала.
Если вам предстоит реализовать мероприятия по адаптации садика, школы, колледжа или университета, приведенный перечень оборудования поможет вам в составлении плана мероприятий.
Адаптация учебных учреждений: на что обратить внимание?
Для того чтобы обеспечить беспрепятственный доступ для людей с ограниченными физическими возможностями, нужны комплексные меры по адаптации. Это означает не просто устранение барьеров, но и обеспечение комфортности и безопасности при перемещении людей с ограниченными возможностями. При разработке плана мероприятий по программе Доступная Среда мы рекомендуем проработать несколько важных нюансов:
- лифтовой холл. Свободная территория перед лифтом должна иметь достаточные размеры, для удобного пользования пассажирами на инвалидных креслах;
- классы и кабинеты. Для учащихся в креслах-колясках должны быть организованы столы специальной конфигурации. Их размещение – строго в ряду у дверного проема;
- актовые и зрительные залы. Для комфорта инвалидов по слуху должны быть предусмотрены системы помощи, индукционные петли;
- библиотека и читальный зал. Должны быть размещены средства помощи слабовидящим, а также продумано дополнительное освещение по всему периметру;
- спорт-зал и бассейн. Для учащихся с ограниченными возможностями обязательно нужно организовать отдельную закрытую раздевалку, с душем и санузлом, адаптированным к безопасному использованию инвалидами;
эвакуация. На случай чрезвычайных ситуаций во всех помещениях должны быть предусмотрены системы световой сигнализации для учащихся инвалидов с нарушением слуха.
Нормативно-правовые документы
Конвенция о правах инвалидов
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»